ГЛАВНАЯ » Итальянские мастера 15-го и 16-го века / Поздний венецианский Ренессанс

Итальянские мастера 15-го и 16-го века / Поздний венецианский Ренессанс

Поздний венецианский Ренессанс представлен в Дрезденской галерее, прежде всего произведениями Паоло Веронезе (1528-1588), которые находятся в зале 119. Монументальные холсты поперечного формата созданы по заказу богатой патрицианской семьи Куччина. Они носят репрезентативный характер, декоративны по построению и великолепны по краскам.

В "Свадьбе в Кане", на которой, по преданию, произошло чудесное превращение воды в вино, Веронезе живо и впечатляюще рассказывает о пышных праздниках аристократических домов, правивших городом. Больше всего удивляет в картине слияние небесной и земной сферы. Христос, Мария и ученики сидят за одним столом с венецианскими патрициями. Вряд ли может быть еще яснее выражено повышенное чувство достоинства личности у человека эпохи Ренессанса.

Так же ярко проявилось колористическое мастерство Веронезе в "Поклонении волхвов" (1565 г.). Теплые, торжественные тона делают картину удивительно светозарной, придают всей сцене ореол великолепия. Богатство материальности, особенно в платье и дарах волхвов, свидетельствует о состоятельности и вкусе культивированного буржуазного класса(илл.35).В картине Веронезе "Мадонна с семейством Куччина" (1571 г.) центром изображения перестал быть святые, им является семейство заказчика, что говорит о могуществе разбогатевшей крупной буржуазии, ее притязаниях на власть. Таким образом, тема - поклонение мадонне - становится сюжетом репрезентативной картины. Католической церкви такое светское искусство было невыгодно. Она угрожала Веронезе инквизицией, но он не давал устрашить себя и успешно отстаивал свою творческую свободу.

В противоположность гармоничному миру Веронезе полотна другого великого венецианского мастера позднего Возрождения Якопо Тинторетто (1518-1594) охвачены внутренним напряжением. Крупные мировоззренческие споры, которые начались в Италии после Триентских церковных соборов, сильно повлияли на творчество Тинторетто. Это доказывает его монументальное полотно "Битва архангела Михаила с сатаной в образе дракона".

Паоло Веронезе Поклонение волхвов Илл. 35 - Гал. № 293

Картина создана в последнее десятилетие жизни художника. Она изображает апокалипсическое видение Иоанна Крестителя о борьбе света и тьмы, добра и зла, веры и неверия. Бурный драматизм сцены может быть истолкован как художественное отражение ожесточенной церковной борьбы. Архангел Михаил олицетворяет дух ecclesia militans, воинствующей церкви, которая жаждала восстановить в период контрреформации свою власть, подорванную гуманистами и Реформацией .Тинторетто, поставивший как верный сын церкви все свое художественное творчество на службу христианского учения, был убежден в триумфе католицизма. Эту свою мысль он выразил в картине в великолепной форме.

Тинторетто прекрасно владеет художественными средствами. Монументальность произведения, динамика смелого композиционного построения, холодный колорит, разорванный лучами света, делают это позднее произведение Тинторетто художественным событием."Спасение Арсинои" (сцена из произведения римского писателя Лукана) приковывает не только контрастом холодной наготы роскошных женских тел и черного металлического блеска рыцарских лат, но, прежде всего совершенством передачи настроения природы. Приглушенная цветовая гамма, в которой преобладают зеленовато-серые и черные тона, выразительно воссоздает грозовое небо, холодный воздух (илл.36).

В своих портретах Тинторетто является достойным продолжателем портретного искусства Тициана. Если ранний "Портрет дамы в трауре" носит еще следы большого влияния этого великого современника, то в процессе своего дальнейшего развития Тинторетто находит собственные выразительные возможности. Об этом говорит парный "Портрет старика и юноши". Тинторетто пытается, как"и Тициан, проникнуть в духовный мир человека, которого он изображает. Но он ищет психологические контрасты. Если Тициан показывает еще естественную красоту человека, как он есть, то Тинторетто подчеркивает больше противоречивость и напряженность в его сути.

Выйдя из зала 119, посетитель, направляющийся на второй этаж галереи, поднимается по небольшой лестнице в ротонду, центральное помещение галереи, где находится несколько монументальных произведений фламандских и итальянских мастеров 16-го, 17-го и 18-го столетия

Тинторетто представлен ранней картиной (после 1540 г.) "Прелюбодейка перед Христом". Над ней висит полотно Анни6але Карраччи "Мадонна на троне со святым Матвеем" (илл. 37), датированное 1588 годом. Несколько наискось на противоположной стене посетитель видит написанное годом раньше "Вознесение Марии". Оба произведения приковывают внимание страстным пафосом, определяющим выражение лиц. Монументальная форма картины, которая впечатляет богатством динамики и яркостью красок, носит черты барокко.

Этим и другими своими произведениями Аннибале Карраччи помог стилю барокко пробиться в итальянской живописи. "Мария на троне со святыми", один из ранних холстов Рени, наглядно показывает зависимость от школы Карраччи, в то время как "Поклонение волхвов" (1714 г.) кисти Джузеппе Кьяри (1654-1727) походит по композиции на одноименное произведение Пуссена, написанное в 1633 году(ср. зал 112). Правда, по светлой красочной гамме эта картина ученика Маратти целиком относится к 18-му веку. Также и напоенная светом идиллическая сцена "Отдых во время бегства в Египет" Франческо Тревизани (1656 до1746) стоит уже в конце эпохи барокко, расцвет которой отразился в произведениях фламандской школы.

Большая картина Рубенса "Quos Ego!", написанная по мотивам римского поэта Вергилия, относится к последним годам творчества мастера. Она украшала одну из триумфальных арок, через которые въехал в 1635 году в Антверпен испанский наместник Нидерландов. Эскиз Рубенса был увеличен его помощниками в мастерской и затем собственноручно проработан мастером. Нептун выезжает в своей колеснице из раковины на море, чтобы утихомирить ветер и волны. Сам бог морей заботится, таким образом, о благополучном прибытии кардинал-инфанта. Хвалебный характер произведения совершенно очевиден. При этом возвышенная композиция картины носит пафос, свойственный только самому Рубенсу. Висящая под ней "Охота на дикого кабана" с фигурами работы Ван Дейка и животными кисти Франса Снейдерса выдает также свое происхождение в мастерской Рубенса.

По двойной лестнице посетитель попадает на второй этаж, где размещены главным образом произведения 18-го века и пастели.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее