ГЛАВНАЯ » "Сикстинская мадонна" Рафаэля

"Сикстинская мадонна" Рафаэля

 

Сикстинская мадонна" (Sistine Madonna) РафаэляХудожественным венцом этого зала является "Сикстинская мадонна" (Sistine Madonna) Рафаэля (Rafael, Raffael da Urbino, Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafaelo). Когда итальянское искусство вступило в пору своего расцвета, Хозяйственный и связанный с ним духовный подъем итальянской буржуазии достиг уже своей вершины и пошел на убыль. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну. В 1494 году с вторжением французских войск начался период вмешательства иностранных держав во внутренние дела различных небольших государств, который продолжался более 60 лет. Италия стала ареной борьбы французских, испанских и немецких ландскнехтов. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. В политическом отношении страна была целиком раздроблена. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу.

Рафаэль Сикстинская мадонна Илл. 31 - Гал. N 93


В это время тяжелых общественных потрясений и борьбы итальянское искусство достигло своей классической эпохи. Она явилась результатом двухвекового процесса художественного созревания, носителем и стимулом которого было буржуазное развитие страны. Художники оставили в своих произведениях грядущим поколениям наследство, которое и поныне считается мерилом совершенства. Великие мастера того времени вложили в религиозные и мифологические темы, вокруг которых вращалось их искусство, глубоко человеческое содержание. В образах античной и христианской мифологии они воплотили мечты о естественном и гармоничном человечестве. Они отразили буржуазный идеал гуманности, к которому стремились философы и о котором грезили поэты. Их сокровенной потребностью становится воспевать духовное благородство и моральную чистоту человека, вселять уважение перед материнством, благоговейно почитать любимое существо.

 

Художники Высокого Возрождения наделяют все свои произведения облагораживающей человека силой истины, добра и красоты. В этом заключается непреходящая ценность этих прекрасных творений человеческого духа. Это в полной мере относится и к "Сикстинской мадонне". Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Величественный образ мадонны в котором незабываемо и неповторимо воплощены благородство и гордость человека, проникнут счастьем материнства, но и чувством материнской тревоги перед трагической судьбой сына. Лицо младенца серьезно. Фигура матери с сыном образует вместе со стоящими перед ней на коленях святой Варварой и святым Сикстом искусную пирамиду, как этого требовали композиционные принципы Высокого Возрождения. В ней успокаивается поток плавно движущихся линий, сливаются в единое целое контрасты красок.

Автор трактатов по искусству итальянец Леон Баттиста Альберти определил уже в середине 15-го века совершенство как состояние, в котором нельзя изменить самой мельчайшей детали, не нарушив красоты в целом. Рафаэль идеальным образом выполняет это эстетическое требование. В "Сикстинской мадонне" нашла свое совершеннейшее воплощение самая значительная наряду с распятием тема христианской живописи. В этом произведении Рафаэлю удалось придать образу из культа общечеловеческие черты.

 

...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами... И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит...- писал русский поэт Василий Жуковский.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее