ГЛАВНАЯ » Произведения Джорджоне и Тициана

Произведения Джорджоне и Тициана

 

"Спящая Венера" Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione) (около 1477-1510) относится к важнейшим произведениям итальянского Высокого Возрождения (илл.33). Эта лежащая нагая женская фигура, обаятельная и естественная, - настоящий гимн человеческой красоте. Никогда ранее на картине не было еще передано в такой гармонии сочетание телесного и духовного совершенства. Поэтому произведение Джорджоне стало образцом при всех позднейших интерпретациях этой темы. Но не только согласие телесных и духовных качеств возводит Джорджоне в этой выдержанной в античном духе композиции ДО уровня идеала всесторонне развитого человека. Ему - одним из первых среди художников - удалось создать впечатление единства человека и природы. Человек и природа восприняты здесь в состоянии покоя. Эту идею мастер выражает языком классически пропорциональных форм. Картина очаровывает плавностью линий и приглушенной красочной оркестровкой. После ранней смерти Джорджоне - он умер в 1510 году от чумы - картина была завершена Тицианом.

В галерее хранится ряд ценных произведений величайшего художника венецианского Высокого Возрождения Тициана (1477-1576). Самое знаменитое из них - это "Динарий кесаря", написанный в 1516 году. Сюжет картины основывается на библейском изречении "Кесарево -. кесарю, божье - богови!" Собранный, благородный облик и спокойный поворот Христа к фарисею говорят о моральном величии и превосходстве человека, верного своим убеждениям. Тициан дает библейской легенде общечеловеческое толкование: нравственная чистота одерживает победу над фанатичной ограниченностью. Контрастирующая по краскам и динамике композиция облекает в неповторимую форму глубокое морально-этическое содержание картины

Великий дар психологической характеристики, который поражает нас уже в раннем творчестве Тициана, с полной силой проявился в его портретной живописи. Два поздних портрета, находящихся в Дрездене, выделяется культура живописи, которой славилсь Венеция. "Портрету дамы в белом" (после 1550 г.) придают жизнь не только атласные переливы нарядного белого платья и золотой блеск украшений. При всей мягкости контуры подчеркивают уверенную осанку и проницательный взгляд молодой женщины, предстающей нам как полная сознания собственного достоинства личность (илл.34).

Еще нагляднее репрезентативные запросы человека Ренессанса отразились в "Портрете мужчины с пальмовой ветвью", возникшем в 1561 году. Гордо выпрямленная фигура олицетворяет человеческое достоинство и духовную силу. Монументальная форма позволяет мастеру сконцентрироваться на лице и руках как носителях выражения. Это искусство сокращения сближает Тициана с великими портретистами 17-го века Веласкесом и Рембрандтом.

Тициан Портрет дамы в белом Илл. 34 - Гал. N 170

Старые мастера, Экскурсия по галлерее