ГЛАВНАЯ » Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галере / Ван-Дейк

Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галере / Ван-Дейк

Наиболее значительным фламандским мастером наряду с Рубенсом был Антонис Ван-Дейк (1599-1641). Особую славу он снискал себе как портретист, что вытекало из его впечатлительной натуры и его художественных задатков. Обходительный и образованный светский человек, он был приглашен в 1632 году в качестве придворного живописца в Лондон и стал вскоре известным портретистом. Ван-Дейк был в молодости учеником и помощником Рубенса, он находился всецело под влиянием своего учителя. Только благодаря изучению венецианской живописи, особенно Тициана и Веронезе, в двадцатых годах 17-го столетия сформировался его собственный художественный почерк.


Во время своей работы в мастерской Рубенса он написал картину "Святой Иероним" . Сравнение этого произведения с полотном Рубенса на тот же сюжет (зал 104) позволяет четко распознать художественное своеобразие Ван-Дейка. В отличие от героической трактовки своего учителя Ван-Дейк придает образу Иеронима больше живости. Вместо общего величия на первый план выдвигаются отдельные личные черты. Краски глубже и ярче, чем у Рубенса. Антонис Ван - Дейк Святой Иероним Илл. 5 - Гал. N 1024

 

"Портрет воина в латах с красной повязкой на руке" возник незадолго до отъезда Ван-Дейка в Лондон. Молодой офицер в парадных доспехах выставляет себя совершенно очевидно на обозрение. Правой рукой он опирается на маршальский жезл, вся его фигура выдает желание выглядеть гордо и вместе с тем сдержанно. Портрет Ван-Дейка является по своему колориту настоящим шедевром. Игра световых бликов на металлической броне, мягко смоделированные черты лица, прочувствованный взгляд приковывают внимание зрителя, каким бы чуждым ни был ему теперь тот мир, который видел смысл жизни в богатстве и славе.

 

 

 

Из того же периода творчества мастера галерее принадлежат два парных полотна, убедительно демонстрирующих портретный стиль Ван-Дейка: "Портрет господина в черном перед колонной" и "Портрет дамы в черном перед красной портьерой". Элегантностью и аристократизмом дышат эти картины, выдержанные в черных и холодных серебристо-серых тонах. Но в картинах Ван-Дейка сквозь вуаль этикета всегда отчетливо проступает человеческое.

Антонис Ван-Дейк Портрет господина в черном перед колонной Илл. 6 - Гал. N 1027

 

Кисти Ван-Дейка принадлежит несколько картин разных лет, изображающих детей короля Англии Карла 1. В Дрезденской картинной галерее находится одна из них, написанная около 1635 года и внесшая новые и ценные моменты в искусство детского портрета. Король потребовал от художника репрезентативную картину. Ван-Дейк исполнил это требование, изобразив детей, как это было тогда принято, в одежде и позе взрослых: кронпринца - в облике кавалера, принцессы - в облике дамы. Только маленький Якоб ведет себя очаровательно и непринужденно. Даже собаки должны подчинятся этикету. И все же Ван-Дейку удалось заглянуть вглубь детских душ. От его чутья не могло ускользнуть, что эти маленькие создания по сути дела не чувствуют себя счастливыми. с тонкой иронией художник намекает нам, что феодальное окружение насилует естественную сущность ребенка. Таким образом, именно эта картина в значительной мере знакомит нас с характером эпохи, который в свою очередь помогает нам понять искусство Ван-Дейка.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее