» "Шоколадница" Лиотара. Пастели

"Шоколадница" Лиотара. Пастели

Пастель — это сухая живопись, выполненная цветными стержнями из тончайшего пылеобразного вещества на бумаге, картоне или пергаменте.


Самой творческой пастелисткой была венецианская художница Розальба Каррьера (1675 до 1757), оказавшая влияние на многих художников 18-го века. Ее портреты отвечали модным запросам высокопоставленных заказчиков. Художница передала с непревзойденным мастерством мягкие переливы материала, нежность кружев и вышивки. Лица на ее портретах бывают, однако часто пустыми и невыразительными.

Rosalba Carriera "Louis XV of France as Dauphin" (1720-1721), “Людовик XV Франции), как Дофин”


Немного характернее пастели французского художника Мориса Кантэна де Латура (1707-1788).


Особенной энергией и четкостью выделяется портрет графа Морица Саксонского, который добился на службе у Франции звания маршала.


Морис Кантэн де Латур "Граф Мориц Саксонский, маршал Франции" - Гал. № 164




По праву одной из самых излюбленных картин Дрезденской картинной галереи является «Шоколадница» швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара (1702-1789). Дыхание изящества и чистоты исходит от этого написанного в светлых и ясных тонах произведения, тема которого указывает уже на буржуазную живопись 19-го века. Жан-Этьен Лиотар "Шоколадница" — Гал. № 161





Чашка, стоящая на подносе девушки рядом со стаканом воды, сделана, о чем свидетельствует ее рисунок, из мейсенского фарфора, который был в то время величайшей ценностью.


Пастель возникла между 1743 и 1745 г.г. во время пребывания художника в Вене. Ее купил для дрезденского собрания Франческо граф Альгаротти в 1745 г. в Венеции. В письме в Париж своему другу Пьеру Жану Мариэтту он писал в 1751 г.: «Я купил пастель знаменитого Лиотара, приблизительно 3 фута высоты. Она изображает в профиль молодую немецкую камеристку, несущую поднос со стаканом воды и чашкой шоколада не нем. Живопись без теней на светлом фоне, свет попадает через два отражающихся в стакане окна. Она выполнена в полутонах с незаметными переходами света и совершенным рельефом... и хотя это живопись из Европы, она могла бы прийтись по вкусу китайцам, заклятым врагам теней, как Вы знаете. Что касается совершенства произведения, то это Гольбейн в пастели.»

Альгаротти писал Брюлю в 1746 г., что все венецианские художники и сама Розальба Каррьера тоже рассматривают «Шоколадницу» как «наипрекраснейшую пастель, которую им когда-либо довелось видеть».


Большую часть своей жизни швейцарский художник (его родители эмигрировали из Франции) Жан Этьен Лио- тар (1702-1789) работал за границей. При том, что эстетическая концепция Лиотара, которого называли «живописцем правды», отличается от основных вкусов времени (он не однажды выставлялся в парижской академии Святого Луки и в Королевской Академии, но в члены академий принят не был), портреты его кисти считали за честь иметь у себя представители многих высокопоставленных аристократических домов Европы, особы королевской крови и даже Папа Римский.

Лиотар обучался v женевского миниатюриста Даниэля Гарделя, и в это время ему по долгу службы приходилось гравировать картины Ватто. В 1723 году он приехал в Париж и поступил в ученики к живописцу Жану Батисту Массе, обнаружив вскоре недюжинный талант портретиста и страсть к этому жанру Его путь к совершенству продолжился и в зрелом возрасте, когда маркиз де Пюизье взял его в Рим, где Лиотар делал копии с работ старых мастеров, особенно восхищаясь Корреджо.

Пять лет ХУДОЖНИК провел в Константинополе. На обратном пути он написал в Вене портрет императрицы Австро-Венгрии Марии-Терезии. Лиотар часто переезжал из одной столицы в другую, расширяя круг своих вельможных заказчиков. Однако самая его знаменитая и любимейшая публикой работа, хранящаяся в Дрезденской галерее, «Прекрасная шоколадница» (1743-1745), изображает девушку вовсе не высокого звания.

В 1781 году Лиотар издал в Женеве «Трактат о принципах и правилах живописи», где он, в частности, пишет, что живопись есть «зеркало всего прекрасного, что предлагает нам Вселенная » и что «в произведениях природы мазков не видно, и поэтому их не следует показывать на картине».

Именно так, абсолютно не обнаруживая технических приемов, в манере миниатюры он и написал пастелью на пергаментной бумаге (для зрителя это незаметно из-за картинного формата работы) свою служанку, несущую на серебряном подносе фарфоровую чашечку с шоколадом на блюдечке и стакан с водой (вода подавалась, чтобы оттенить вкус горячего напитка). Замечательный натюрморт в этом фрагменте картины открывает в Лиотаре выдающегося мастера этого жанра (к нему художник обратится в последние годы жизни).

Живопись картины настолько тонка, что напоминает образцы росписей на фарфоре. И фарфоровыми кажутся прелестное белое с едва заметным румянцем лицо девушки, которому так идет розовый с кружевной отделкой чепец, и ее нежные, но крепкие руки. Фигура служанки (с поистине королевской осанкой) вписана во всю вертикаль картины на почти нейтральном фоне пола и стены, но впереди нее - свободное пространство, а потому создается впечатление, что она движется.

Одета шоколадница просто и без затей, но с заботой об изяществе, и то мастерство и деликатная точность, с которой художник передал ее аккуратный наряд, делает его достойным восхищенного внимания. Венецианский граф Альгаротти после приобретения «Прекрасной шоколадницы » сообщал в письме: «Я купил у знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных градациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».





Антуан Ватто "Общество в парке" - Гал. № 781
Антуан Ватто – величайший французский художник конца XVII – начала XVIII века.

Ватто считается основоположником рококо в живописи. Он создал своеобразный жанр, традиционно называемый «галантные празднества». Картина «Общество в парке» - ярчайший образец этого жанра стиля рококо.

Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков. Костюмы его персонажей никогда не выглядят крикливыми на фоне красок природы, наоборот, улавливая солнечный свет парка и причудливо преломляя его, они кажутся естественным продолжением пейзажного компонента картин.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее


ничего такого

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея