Голландская живопись XVII века. Рембрандт ван Рейн
Очень отличными от Фландрии были исторические судьбы искусства Голландской республики, образовавшейся в северной части Нидерландов после успешно завершившейся революции конца XVI века. Голландским горожанам, морякам и ремесленникам пришлось в суровой борьбе отстоять независимость своей страны от испанских войск. Искусство Голландии питалось идеями этой освободительной борьбы, оно широко и всесторонне утверждало ценность и моральную значительность обыденной, повседневной жизни голландского бюргерства, родной голландской природы.
Голландская Живопись заняла особое место в европейском искусстве XVII века своей последовательной реалистичностью, многообразным развитием всевозможных жанров - от исторической живописи и портрета до пейзажа и натюрморта. Более или менее единая в первой половине века, голландская живопись в 50 - 70-х годах XVII века распалась на далеко разошедшиеся течения. В ней резко обострилась борьба передового реалистического направления во главе с великим Рембрандтом и разных мелочных, поверхностно-декоративных течений, приукрашавших голландскую Жизнь и приведших, в конце концов, искусство к упадку.
В Дрезденской галерее очень богато представлены всевозможные этапы и тенденции развития голландского искусства XVII века, начиная от выполненных в первой четверти века образов смелой и яркой портретной живописи Франса Гальса и до поздних, мелочно выписанных, перегруженных ненужными подробностями жанровых картин конца XVII века.
Творчество величайшего голландского художника Рембрандта ван Рейна, полное глубочайшей человечности и драматической силы, может быть изучено в Дрезденской галерее лишь односторонне: в ней находятся прославленные произведения молодости художника: "Автопортрет с Саскией", портреты Саскии (жены Рембрандта) в шляпе и с гвоздикой, но нет картин, говорящих о его зрелом и позднем расцвете.
В "Автопортрете с Саскией" Рембрандт изобразил себя буйным и веселым гулякой (каким он вовсе не был), но зрителей покоряет простодушная искренность этого жизнерадостного веселья, которое поддержано и колоритом картины, сияющей нежными розовыми и олив-ковыми оттенками. В портрете Саскии с лицом, затененным шляпой, Рембрандт еще далек от психологической сложности своих поздних портретов, но и здесь во всю силу звучит его мастерство неприкрашенной, верной и острой экспрессии, так же как и неподражаемое мастерство светотени.
В этот ранний период своей деятельности, представленный в Дрезденской галерее, Рембрандт был еще тесно связан с общим восходящим течением реалистической живописи Голландии первой половины XVII века. Голландские художники тогда честно, без прикрас изображали разные стороны городской и деревенской жизни, вместе с тем, не углубляясь еще во сколько-нибудь сложную характеристику тех сцен и людей, которых они писали; их картины чаще всего трогают своей внимательной заботливостью в передаче всевозможных достоверных подробностей жизни, своей поэтизацией обыденности ("Офицер, читающий письмо" Герарда Терборха, "Живописец в мастерской" Адриана ван Остаде, "Завтрак с ежевичным пирогом" Биллема Геда и др.).
Но к третьей четверти XVII века это созерцательное искусство стало избегать "грубой" прозы, слишком верной и точной правдивости. Вместе с обогащением немногих избранных, вместе со спокойной, сытой жизнью бюргерства, вместе с распространением эгоистического самодовольства к искусству стали предъявлять совсем иные требования, и нашлись художники, которые Жизненной правде и художественной глубине предпочли пустую эффектность, щеголяний виртуозностью своей техники, поверхностное перечисление ловко выписанных, но лишенных какой-либо художественной прелести вещей.
К таким художникам, как Габриель Метсю или Герард Доу, пришла шумная слава, затмившая Рембрандта. Но было бы глубокой ошибкой поверить здесь увлечению современников или моде позднейших антикваров XVIII и XIX веков.
Старая Голландия могла еще производить на свет подлинных художников, обладавших силой художественного обобщения, умевших распознать истинную сущность жизненных явлений. Именно этим мастерам, занявшим позиции открыто враждебные по отношению к пустому и нарядному развлекательному искусству, обязана голландская школа живописи своим мировым значением.

Художники в собрании музея:
Антуан Ватто |
Никола Пуссен |
Гверчино |
Доменико Фетти |
Тинторетто |
Антон Рафаэль Менгс |
Корреджо |
Антонелло да Мессина |
Рембрандт ван Рейн |
Якоб ван Рёйсдал |
Ян Вермеер Дельфтский |
Лиотар
- Итальянские произведения различных школ и эпох
- Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галерее, Рубенс
- Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галерее, Ван-Дейк
- Рембрандт и его школа
- Немецкие и нидерландские мастера 15-16 столетий
- Нидерландский раздел 17-го столетия (продолжение)
- Французские мастера 17-го века
- Итальянские мастера 17-го века
- Итальянские мастера 15-16-го веков
- Поздний венецианский Ренессанс
- Произведения Джорджоне и Тициана
- "Сикстинская мадонна" Рафаэля
- Картины Корреджо
- Картины итальянских мастеров 18-го века
- Французские мастера 18-го столетия
- Пастели
- Испанские мастера 17-го века
- Немецкие мастера 17-го и 18-го веков
- Пейзажи, портреты
- Пастели и миниатюры немецких художников
- Картины рубежа между 18-м и 19-м столетиями
- Итальянские картины 16-го века
- Гобеленовый зал
- Сокровища Дрезденской галереи подробнее
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Книги о Дрезденской галерее
Георгий Лойко: Дрезденская галерея
Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.