Ян Вермеер Дельфтский
В Дрезденской галерее нет работ двух крупнейших художников этого прогрессивного течения 50 - 70-х годов XVII века - старого Гальса и старого Рембрандта, которые от непосредственной жизнерадостности своих ранних вещей пришли позже к душевной глубине и драматическому пафосу. Зато в галерее замечательно представлены два других больших художника, принадлежащих к этому же лагерю - Ян Вермеер Дельфтский и Якоб Рейсдаль.
Недолгая жизнь Яна Вермеера не изобиловала приключениями, хотя и включала радостные и драматичные моменты. Отец его торговал картинами, но совмещал эту деятельность с содержанием постоялого двора на рыночной площади и трактира при нем. Вермеер был женат, имел десятерых детей (которых никогда не изображал в своих картинах) и умер в долгах. Существуют предположения, что некоторым секретам своего искусства Вермеер научился у талантливейшего ученика Рембрандта Карела Фабрициуса.
Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft), проживший всю жизнь в тихом Дельфте, где сохранились реалистические традиции первой половины века, оставил очень мало работ, и они крайне редко встречаются даже в самых больших музеях мира. В Дрезденской галерее имеются две его картины и обе относятся к величайшим созданиям мирового искусства.
До нас дошло менее 40 его произведений. И лишь два из них точно датированы, так что говорить об эволюции творчества Вермеера можно предположительно. Его ранние работы еще пребывают в русле общеевропейских исканий («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии »), содержат отголоски караваджизма, впрочем, обе названные картины соответствуют «духу жанровой сцены ».
«У сводни» (1656) - первая датированная работа Яна Вермеера.
Картину "У сводни" Вермеер написал в двадцатичетырехлетнем возрасте, и можно только поражаться силой, с которой начинающий художник передал живые и разные характеры изображенных им людей, сумел построить резкий, обостренный контраст нежного облика девушки и грубости гуляки в нахлобученной шляпе. Вермеер построил свою картину почти на диссонансах: трудно представить себе, что можно было успешно объединить на одном холсте большие пятна лимонно-желтого, кирпично-красного и черного цветов. Но он не только объединил эти цвета, но и извлек из них удивительную по красоте и ясности гармонию.
Было замечено, что у Вермеера имелся определенный круг моделей. Так, одна и та же девушка представлена в картине «Солдат и смеющаяся девушка» (Нью-Йорк, собрание Фрик) и в «Чтении письма» из Дрезденской галереи. В один костюм одет живописец в «Мастерской художника» и музыкант с цитрой на полотне «У сводни». (Это породило гипотезу об автопортрете художника, существует также версия, что здесь изображены в качестве центральных персонажей он сам и его жена Катерина Болнес.) Сюжет этот был распространен в голландской живописи и интерпретировался как эпизод из веселых странствий «блудного сына».
Если в этой работе смысл достаточно ясен, то в другом дрезденском экспонате, «Чтении письма», он оказался скрыт. Немецкая исследовательница А. Майер-Майнштель в 1970-е годы произвела рентгенограмму этого шедевра и обнаружила, что «первоначально на стене была изображена картина с фигурой амура, поднимающего руку», примерно такая же, как в его хранящейся в Лондонской Национальной галерее «Даме, стоящей перед вёрджинелом» (вёрджинел — вид клавесина), а в правом нижнем углу, заслоненном занавесом, прежде находились сосуд из венецианского стекла и бокал. Но как бы то ни было, главным для сегодняшнего зрителя остается не столько то, что изображено на картине, а сколько то, как это сделано.
Вермеер дает почувствовать прозрачность воздушной среды и всемогущество света — отражением лица читающей в стеклах окна, мягкой светотенью, которая, словно сгущая воздух, лепит материю. Именно воздух и свет одухотворяют образ девушки на этом полотне.
Высоким поэтическим чувством пронизана другая его картина - "Девушка с письмом" (другое название - "Чтение письма"). Во всем строе этой картины, мерном, ясном, устойчиво-спокойном, в тонкости живописи, основанной на различной светосиле одного и того же цвета, можно почувствовать величайшее внимание к строгому и сдерганному, но бесконечно многообразному живописному богатству обычной, как будто ничем не примечательной жизни. Вермеер с истинным благоговением пишет все, что видит: узоры ковра и тарелку или платье девушки. Но в центре всего у него неизменно находится человек в состоянии интимного, созерцательного покоя.
Это прославление обыденной жизни простых людей сделано художником не только с великой душевной ясностью, но и с подлинно ренессансной монументальностью. Не случайно все живописцы мира восхищаются этим мастером, с непостижимой уверенностью и точностью умевшим передать в каждой человеческой фигуре, в каждой вещи самое существенное и главное - осязательно-материальное и одновременно поэтически возвышенное.
Современники чрезвычайно почитали Яна Вермеера как непревзойденного мастера, однако уже к концу своего века художник был забыт.
Лишь в 1860-х годах, когда европейская живопись стала по-новому рассматривать передачу света, и Вермеер был заново «открыт » и вскоре признан одним из величайших художников. В своей «Табели о рангах» гениев живописи Сальвадор Дали отвел Вермеру первое место. Однако столь пристальный интерес к живописи голландского художника в XIX—XX веках не в состоянии до конца объяснить секреты его зачарованной простоты.
Якоб Рейсдал - художник другого склада: бурный романтик, мечтатель и странник, исходивший всю Голландию, знающий наизусть ее белые меловые холмы и дубовые рощи, сырой морской воздух и поля тюльпанов. В Дрезденской галерее находится его знаменитое "Еврейское кладбище", белые надгробные камни которого так контрастируют с несущимися по небу мрачными черными тучами и угловатыми, корявыми деревьями.
Художники в собрании музея:
Антуан Ватто |
Никола Пуссен |
Гверчино |
Доменико Фетти |
Тинторетто |
Антон Рафаэль Менгс |
Корреджо |
Антонелло да Мессина |
Рембрандт ван Рейн |
Якоб ван Рёйсдал |
Ян Вермеер Дельфтский |
Лиотар
- Итальянские произведения различных школ и эпох
- Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галерее, Рубенс
- Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галерее, Ван-Дейк
- Рембрандт и его школа
- Немецкие и нидерландские мастера 15-16 столетий
- Нидерландский раздел 17-го столетия (продолжение)
- Французские мастера 17-го века
- Итальянские мастера 17-го века
- Итальянские мастера 15-16-го веков
- Поздний венецианский Ренессанс
- Произведения Джорджоне и Тициана
- "Сикстинская мадонна" Рафаэля
- Картины Корреджо
- Картины итальянских мастеров 18-го века
- Французские мастера 18-го столетия
- Пастели
- Испанские мастера 17-го века
- Немецкие мастера 17-го и 18-го веков
- Пейзажи, портреты
- Пастели и миниатюры немецких художников
- Картины рубежа между 18-м и 19-м столетиями
- Итальянские картины 16-го века
- Гобеленовый зал
- Сокровища Дрезденской галереи подробнее
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Книги о Дрезденской галерее
Георгий Лойко: Дрезденская галерея
Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.