ГЛАВНАЯ » Сокровища Дрезденской галереи 10

Сокровища Дрезденской галереи 10

В Дрезденской галерее нет работ двух крупнейших художников этого прогрессивного течения 50 - 70-х годов XVII века - старого Гальса и старого Рембрандта, которые от непосредственной жизнерадостности своих ранних вещей пришли позже к душевной глубине и драматическому пафосу. Зато в галерее замечательно представлены два других больших художника, принадлежащих к этому же лагерю - Ян Вермеер Дельфтский и Якоб Рейсдаль.


Ян Вермеер, пробивший всю жизнь в тихом Дельфте, где сохранились реалистические традиции первой половины века, оставил очень мало работ, и они крайне редко встречаются даже в самых больших музеях мира. В Дрезденской галерее имеются две его картинах и обе относятся к величайшим созданиям мирового искусства. картину "У сводни" Вермеер написал в двадцатичетырехлетнем возрасте, и можно только поражаться силой, с которой начинающий художник передал живые и разные характеры изображенных им людей, сумел построить резкий, обостренный контраст нежного облика девушки и грубости гуляки в нахлобученной шляпе. Вермеер построил свою картину почти на диссонансах: трудно представить себе, что можно было успешно объединить на одном холсте большие пятна лимонно-желтого, кирпично-красного и черного цветов. Но он не только объединил эти цвета, но и извлек из них удивительную по красоте и ясности гармонию.
Высоким поэтическим чувством пронизана другая его картина - "Девушка с письмом". Во всем строе этой картины, мерном, ясном, устойчиво-спокойном, в тонкости живописи, основанной на различной светосиле одного и того же цвета, можно почувствовать величайшее внимание к строгому и сдерганному, но бесконечно многообразному живописному богатству обычной, как будто ничем не примечательной жизни. Вермеер с истинным благоговением пишет все, что видит: узоры ковра и тарелку или платье девушки. Но в центре всего у него неизменно находится человек в состоянии интимного, созерцательного покоя. Это прославление обыденной жизни простых людей сделано художником не только с великой душевной ясностью, но и с подлинно ренессансной монументальностью. Не случайно все живописцы мира восхищаются этим мастером, с непостижимой уверенностью и точностью умевшим передать в каждой человеческой фигуре, в каждой вещи самое существенное и главное - осязательно-материальное и одновременно поэтически возвышенное.


Якоб Рейсдаль - художник другого склада: бурный романтик, мечтатель и странник, исходивший всю Голландию, знающий наизусть ее белые меловые холмы и дубовые рощи, сырой морской воздух и поля тюльпанов. В Дрезденской галерее находится его знаменитое "Еврейское кладбище", белые надгробные камни которого так контрастируют с несущимися по небу мрачными черными тучами и угловатыми, корявыми деревьями. Якоб Рейсдаль писал не только состояние природы, но и состояние человеческой души, отраженное в тревоге и смятении природы. Он чаще всего обращался к взволнованным и напряженным художественным образам, находя их то в могучих старых деревьях, то в морском просторе, то в высоком небе, занимающем три четверти поверхности картины.
Подобно Гальсу и Вермееру, Якоб Рейсдаль был забыт после смерти, вплоть до XIX века, когда всех этих мастеров открыли заново передовые художники и ученые нового времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Старые мастера, Экскурсия по галлерее