Антуан Ватто

Антуана Ватто называют живописцем «галантных празднеств», и это не только литературное определение особенности его художественного дара, но и наименование титула, который он получил, представив на конкурс на звание академика картину «Паломничество на остров Киферу», на берег которого, согласно мифу, вышла из вод богиня любви и красоты Венера. Написанная во время короткой поездки в Лондон в 1617 году, картина не укладывалась в традиционные рамки обычной «галантной сцены».

Ватто пишет современное ему общество - молодых нарядных людей, отправляющихся на остров любви. Новый жанр, изобретенный Ватто, стал не только популярным в живописи рококо и других художников, но фактически определил образ жизни тогдашнего аристократического общества.

Если с именами Пуссена и Лоррена связано понятие классицизма во французской живописи, то Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 10.10.1684-1721) - центральная фигура рококо. (Рококо - фр. rococo - вычурный, причудливый - стиль в европейском искусстве первой половины XVIII века.)

Манера письма Ватто проявилась рано и почти не менялась. И хотя после знакомства с искусством Рубенса в галерее Марии Медичи его мазки стали более прозрачными, а с годами техника более отточенной, так что в отношении его творчества все же не столь важно говорить о периодах. Одиннадцатилетним мальчиком Ватто был отдан в обучение художнику-декоратору, позже он работал в мастерской Клода Жилло, специализировавшегося на театральных сюжетах.


Ватто дружил с актерами и часто писал персонажей комедии дель арте (ит. commedia dell'arte - комедия масок), которая во Франции была распространена так же, как и у себя на родине, в Италии. Причудливый и эфемерный мир театра отразился в картинах Ватто. И не только в сюжетах многих из них, напрямую связанных со сценой («Жиль», «Мецетен» и др.), но и в особой атмосфере действия, словно подсвеченного софитами и разыгрываемого для зрителя.


«Беседа (Общество) в парке» была написана между 1715 и 1718 годами, в наиболее счастливый и плодотворный период жизни художника, когда он пользовался дружбой и покровительством королевского казначея и любителя искусств Пьера Кроза. Длинная мраморная скамья на переднем плане выступает своеобразным подиумом, на котором с упоительной свободой расположилась группа элегантных дам и кавалеров (еще больше расслабляющая нега чувствуется в группе на заднем плане). Шелковое мерцание их одеяний почти сливается с тонкой вибрацией листвы, чуть тронутой красками осени.
Художник, естественно, не забыл позолотить и траву, на которой изящно прилегли и присели «отдыхающие». Ватто позаботился и о занимательности композиции, разнообразив занятия развлекающегося легким флиртом общества (заметим, что лишь в 1715 году умер старый Людовик XIV, под «солнечным» взглядом которого невозможно было никакое отступление от строгого этикета).

Есть в этой нежной картине момент, заставляющий зрителя с улыбкой задержать дыхание. Речь идет о блестящем кавалере слева, не отводящем оценивающего взгляда с мраморных ягодиц скульптурной нимфы.

Вторая картина Ватто из коллекции Дрезденской галереи - Праздник Любви.
Старые мастера, Экскурсия по галлерее


ничего такого

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея