Гверчино

Один из самых известных художников XVII столетия центральной Италии Франческо Джованни Барбьери, по прозвищу Гверчино (1591—1666), был уроженцем Феррары, провинции с богатыми художественными традициями.

Рядом с городком Ченто, в котором он родился, процветала Болонья, родина семьи Карраччи — выдающихся новаторов живописи, основателей болонского академизма, создателей «Академии вступивших на правильный путь».

В церкви Ченто он часами восхищался алтарем, написанным Лодовико Карраччи. Манера мастера, а также его уроки (для того, чтобы получить их, Гверчино приехал в Болонью) во многом сформировали его собственный творческий почерк. В 1618—1621 годах Гверчино — в Венеции; пребывание здесь стало хорошей школой для художника. А кроме того, как и многие живописцы первой трети века, он не мог пройти мимо открытий Караваджо.

Уже в ранних своих произведениях Гверчино органически сплавил усвоенные им из таких разных источников тенденции. От этих работ — «Танкред и Эрминия» (Рим, галерея Дория-Памфили), «Блудный сын» (Вена, Музей истории искусств), «Воскрешение Лазаря» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и др. — исходит сильное энергетическое излучение, создаваемое контрастами света и тени, динамикой порывистых движений, страстной взволнованностью сильных персонажей.

В 1621 году Гверчино был приглашен в Рим папой Григорием XV (болонцем по происхождению) и работал для него до самой смерти этого понтифика (1623), исполняя самые свои масштабные полотна: «Святой Вильгельм Аквитанский получает монашеские одежды», эрмитажное «Вознесение Богоматери» (Болонья, Пинакотека) и другие, в том числе и «Погребение Святой Петрониллы» для собора Святого Петра; в этой работе «широта живописного мышления и драматический пафос зрелого творчества Гверчино разом достигают крайней степени выражения и вместе с тем обнаруживают тенденцию к схематизации, к превращению в элементы устойчивой изобразительной системы, что в соединении с наметившимся акцентированием иррациональных сторон образа делает это произведение Гверчино важным этапом на пути становления стиля барокко» (М. Свидерская).

Еще более те же тенденции проявляются во фреске с колесницей Аполлона на плафоне казино (летнего домика) кардинала Лодовико Людовизи.

Вернувшись из Рима в родной Ченто. Гверчино жил здесь до 1642 года, когда возглавил болонскую Академию. Дрезденская картина «Экстаз Святого Франциска» представляет собой вариант луврского полотна 1620 года и, вероятно, написана несколькими годами позже.
Итальянский автор XIV века так описывает один из эпизодов жизни Святого Франциска, послуживший сюжетом для картины Гверчино: «Когда Святой Франциск ослабел от поста и «нападок демонов» и захотел подкрепить свою плоть духовной пищей, он стал думать о славе и радости, которые испытывают души блаженных на небесах, и просил Бога дать ему отведать этой радости. Внезапно перед ним предстал ангел с виолой и смычком, и, поскольку св. Франциск стоял, глядя на него в изумлении, ангел провел смычком по струнам виолы, причем раздались столь сладостные звуки, что душа святого воспарила над всеми плотскими ощущениями».

Евангелист Матфей

Старые мастера, Экскурсия по галлерее


ничего такого

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея