» Картины Корреджо в Дрезденской галерее

Картины Корреджо в Дрезденской галерее

Корреджо Мадонна со святым Франциском Илл. 32 - Гал. N 150

В зале 118, где мы находим монументальные алтарные картины пармского художника Антонио Корреджо (около1489-1534). Они позволяют проследить развитие живописца от классического Высокого Возрождения через маньеристические формы выражения до художественных принципов барокко."Мадонна со святым Франциском" представляет по своему лирическому настроению, треугольной композиции и пластической лепке фигур произведение великолепной законченности. Эта картина, излучающая одухотворенность и человеческую теплоту, относится по своему идейному содержанию и художественной манере к Высокому Возрождению. Традиционная тема беседы со святыми наделена здесь монументальностью и богатой духовной жизнью. Юный и нежный облик Марии трогателен и одновременно прекрасен.


"Мадонна со святым Себастьяном" возникла около 1520-1521 года. Торжественность осанки, симметрия и соразмерность частей уступает место динамике и пространственной глубине.


Все фигуры картины охвачены стремлением ввысь. Кажется, что вся композиция вращается вокруг центральной оси картины, которую образуют святой Геминиан и восседающая на облаках мадонна. Динамика и напряжение характерны для этого этапа развития Корреджо.



В "Мадонне со святым Георгием" Корреджо открывает новые стороны этой темы. В картине, написанной незадолго до смерти мастера в 1530 году, торжествует восторг художника перед всем великолепным и чувственно прекрасным. Мерцающий свет обтекает мягко смоделированные тела, насыщенные тени создают пространственную глубину и восхитительные цветовые контрасты. Изображение мадонны предельно укорочено, что искажает ее естественные пропорции. Все остальные фигуры также даны так, словно мы смотрим на них снизу. Такое странное явление объясняется тем, что Корреджо расписывал потолки. Это придает композиции при всем изяществе движений что-то деланное, чего не может полностью скрыть даже общее приветливое настроение картины. Несмотря на это, последняя картина Корреджо является шедевром по колориту, подкупающим своей человеческой прелестью.

 

Самая знаменитая из четырех алтарных картин - "Святая ночь", заказ на которую Корреджо получил от одного частного донатора. Корреджо изобразил рождение Христа как ночную сцену. Поэтому решающее значение для композиции имеет ее световое построение. Художник разрешает эту задачу, осветив сцену сиянием, исходящим от тела младенца. Свет озаряет лицо Марии, которая с материнской любовью и блаженством держит в объятиях свое дитя.


Редко можно встретить такое человечнотрогательное изображение материнского счастья и гордости. На этом основывается и народность этой замечательной картины. В то время как сияние просветляет взор матери, оно ослепляет пастухов и указывает путь слетающим ангелам. В построении картины Корреджо использует новые изобразительные принципы. Полотно рассчитаю на подходящего слева зрителя. Этой цели служит ракурс композиции, создающий впечатление, что мы видим сцену снизу, и перспективное сокращение всех фигур. Уходящая из нижнего левого края вглубь диагональ делит картину на две неравные части. Большей массе на левой стороне картины соответствует большая сила света на правой. Тем самым уравновешивается напряжение и достигается благозвучный аккорд.



Старые мастера, Экскурсия по галлерее

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея