» Антонелло да Мессина

Антонелло да Мессина

Величайший живописец южной Италии Антонелло. получивший прозвище от места рождения — города Мессины на Сицилии (ок. 1430—1479), был также и знаменитым венецианским живописцем. Именно он привнес в венецианское искусство технику работы маслом, перенятую им у нидерландских мастеров. Интересно, что его творчество не нашло последователей на родине, но очень сильно повлияло на развитие венецианской живописи.

Вазари предполагал, что после учебы в Неаполе Антонелло совершил путешествие с образовательной целью в Нидерланды. Заметим, что культура юга Италии очень сильно зависела от испанских вкусов (в Неаполе правила Арагонская династия), а они были ориентированы на Нидерланды. Современные исследователи, не найдя документальных подтверждений, мысль о посещении северной страны сицилийским художником отвергают; многие полагают, что влияние на молодого мастера оказали хранившиеся в неаполитанских собраниях произведения нидерландских (Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Хакомара Басо и др.), французских и провансальских живописцев.

Его ранние работы («Мадонна-Антуанетта». «Святая Лючия», «Портрет монаха ») такую взаимосвязь подтверждают. Однако торжественность композиций и отсутствие усложненности в трактовке форм обнаруживают следы местной традиции. Образ «Христа Спасителя» (1465, Лондонская национальная галерея) явился свидетельством использования новых тосканских открытий - рука Спасителя изображена в ракурсе (Антонелло переписал первоначальное положение руки с пальцами, опершимися на грудь).

Святой Себастьян.Предположительно, в 1465—1472 годах да Мессина ездил в Рим, Милан и Венецию, где мог познакомиться с новой, революционной трактовкой пространства. И его последующие сицилийские работы («Ессе Ногтю», «Благовещение » и др.) обнаруживают хорошее понимание секретов искусства Пьетро делла Франчески. Он переносит в свои работы, выстроенные по тосканским законам перспективы, рассеянный свет, лепящий объемы и формирующий пространство, однако лирическая интонация при общем впечатлении строгости позволяет видеть его оригинальное лицо.

Вернувшись в 1575 году в Венецию, Антонелло да Мессина написал несколько ставших знаменитыми портретов (среди них луврский «Кондотьер ») и торжественных алтарных композиций. Это «Мадонна со святыми» из ц. Сан-Кассиано (фрагменты ее находятся в Музее истории искусств Вены) и «Святой Себастьян» из церкви Сан-Джулиано (сегодня хранится в Дрездене).

Для своего «Себастьяна» мастер избирает удлиненный формат композиции (171x85 см). Почти во всю ее высоту на фоне глубокой перспективы площади, обрамленной приветливыми ренессансными постройками, изображен привязанный к столбу юноша — воин Себастьян (в III веке, офицер римской армии, он был казнен по приказу императора Диоклетиана), отказавшийся предать христианскую веру. Его обнаженное тело — прекрасное, как у античных богов, но не отвлеченно идеальное, а реальное и теплое от золотистого света. Себастьян словно не чувствует боли от пронзивших его плоть стрел. Мечтательный взор устремлен к небу, ничего земное его уже не влечет. Крупный план главного героя полностью отвлекает зрителя от множества других персонажей, присутствующих на полотне, маленьких, хлопочущих о своих делах, словно в их замечательном городе не творится величайшее злодеяние.

Антонелло да Мессина поместил мученическую смерть святого Себастьяна в Венецию, о чем свидетельствуют водные пути на заднем плане или типичные дымоходы. Венеция, как один из крупнейших европейских торговых городов, была центром торговли экзотическими предметами роскоши. Два изображенных ковра также достигли города-порта через торговые пути. Они были сделаны в Анатолии и были желанным предметом обстановки по всей Европе. Их также можно найти в картинах голландских художников, таких как Йоханнес Вермеер.
Старые мастера, Экскурсия по галлерее


ничего такого

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея